Выступление Президента НП Национальная Медицинская Палата Л.М. Рошаля
Разрешите мне сейчас выступить с кратким отчетом о проделанной работы.
Дорогой Игорь Николаевич, дорогие друзья. Сегодня по-настоящему исторический момент, и с сегодняшнего дня Национальная медицинская палата по численности и количеству общероссийских и территориальных ассоциаций соответствует критериям единого общероссийского медицинского объединения, которому в будущем постепенно – подчеркиваю – будут переданы все функции, относящиеся к профессиональной медицинской деятельности. Она должна будет взять на себя обязательства за качество медицинских профессиональных кадров. Это – серьезная задача, она равна по-настоящему реформе нашего здравоохранения.
Я поздравляю вас и тысячи врачей, которых вы представляете, с этой удивительной победой в непростых условиях. Поздравляю всех, кто сегодня присутствует в зале, и всех тех, кто смотрит нас он-лайн по всей стране, с этой победой.
Мы хотим защищать пациентов от некачественного лечения, с одной стороны. С другой стороны, встать на защиту медицинских работников по профессиональной деятельности и социальным вопросам. Разделить их труд – участие в работе тарификационных комиссий, работа с фондами ОМС, разработка программы территориальных гарантий оказания медицинской помощи, развитие досудебного разбирательства, третейских судов, облегченная бесплатная и более эффективная система последипломной подготовки, эффективная система страхования профессиональной ответственности. Все это касается каждого врача, где бы он ни работал. Никто, кроме нас самих, не сделает всего этого.
Поэтому мы должны быть едины. Разглагольствования тех, кто не понимает, что ему дает Национальная медицинская палата, не серьезны, с моей точки зрения, потому что беда зачастую приходит совершенно неожиданно, и тогда, кто его защитит? И допуск к профессии, к квалификационным категориям участников сертификации, конкретного врача, и заработная плата, и все тарифы и т.д. – все это находится в зоне ответственности Национальной медицинской палаты, и все это касается каждого конкретного доктора нашей страны, где бы он ни работал.
Мы с вами подводим итоги только за четвертый квартал. Мы собирались уже в сентябре месяце. Вот, за три прошедших месяца, что нам удалось и что не удалось сделать. В сентябре у нас был расширенный совет, а сегодня мы сделали такой совет, без особых приглашений по всей России. Но онлайн-передача в Интернете идет у нас через сайт Национальной медицинской палаты на всю страну.
Вот вам организационная работа, создание территориальных структур. Вы видите, как интенсивно поработали территории и как поработала Национальная медицинская палата. И дальше – координационные региональные советы. Задача, решением которой мы сейчас занимаемся. Мало создать территориальные отделения на каждой конкретной территории, но сейчас мы говорим о регионах. У нас есть координационный совет Сибирского федерального округа. Сейчас создан координационный совет Центрального федерального округа, создан координационный совет Уральского федерального округа, и мы в этом плане двигаемся вперед. В скором времени, надеюсь, будет создан координационный совет Приволжского федерального округа.
Мы сейчас применяем систему и начали фактически в этом квартале – он-лайновой конференции и переговоров с территориальными отделениями. Это дает возможность нам и обмениваться опытом работы, и говорить всем на одном языке. Но здесь еще – непочатый край работы.
Четвертый наш квартал ознаменовался более тесным взаимодействием с Минздравом РФ. Выстраиваем взаимоотношения с государственными органами власти в виде помощи в области профессиональной нашей деятельности. Этому способствовало создание координационного совета между Минздравом РФ и Национальной медицинской палатой, сопредседателями которого являются Министр здравоохранения и председатель Национальной медицинской палаты, а вторыми людьми, которые практически работают, - это зам министра Игорь Николаевич Каргаманян и вице-президент Национальной медицинской палаты Сергей Борисович Дорофеев, он же – зам председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья. Секретарем является Марина Николаевна Лесникова, присутствующая здесь, которая много работает вместе с нами.
Наша идея перехода от государственной к государственно-общественной форме профессиональной деятельности нашла понимание в Министерстве здравоохранения и получила поддержку во время нашей совместной встречи в этом квартале – меня и Вероники Игоревны у президента, который, подводя итоги дискуссии по поводу наших предложений на заседании Народного фронта сказал конкретно так: «Теперь, что касается медицинской общественной деятельности в рамках Национальной медицинской палаты, - конечно, недавно мы встречались с Рошалем и со Скворцовой. Они излагали, по сути, совместную программу работы. И вот с этими общественными организациями по мере их взросления и возмужания, и возможности перенести некоторые функции государственных органов, - это должно быть сделано, но тоже постепенно и очень аккуратно».
Это было сказано Президентом после того, когда на заседании Народного фронта была организована фактически провокация против нас. Там прозвучали выступления, в которых высказывалась мысль о нецелесообразности развития государственно-общественной формы управления здравоохранением в Российской Федерации. Т.е. был камень в нашу сторону. Кроме того, в своем последнем президентском послании, которые мы внимательно смотрели и читали, он снова вернулся к этому вопросу: «Нужно серьезно усилить роль профессионального сообщества в системе здравоохранения, - зная, что идеи на этот счет уже сформулированы и заслуживают поддержки». Это для нас важно, когда наша работала находит политическую поддержку.
Сегодня мы уже готовы к двум конкретным формам взаимодействия с Минздравом РФ: участие представителей Национальной медицинской палаты в качестве экспертов. Первое: перед тем, как документ – проект приказа или нормативный иной документ, закон будет вывешен на сайте Минздрава РФ для обсуждения, он будет направлен в Национальную медицинскую палату для того, чтобы она высказала свое мнение и постаралась сделать этот документ более правильным, если в этом будет необходимость. Второе: более значительное (я расскажу, почему это очень важно, потом) – это совсем уже перед подписью министра, когда документ пройдет все чистки, когда он пройдет юридический отдел, он будет направлен в Национальную медицинскую палату для того, чтобы получить визу Национальной медицинской палаты.
Это – серьезный момент. Почему так надо делать? Я вам скажу откровенно: Минздраву не дают спокойно работать. Не дают, подбрасывая одну идею за другой. Мне Минздрав представляется сегодня просто, как загнанная лошадь (я говорю об этом серьезно), с еще неустоявшимся коллективом, которому очень трудно. Работа до двенадцати, до часу ночи – это там обычное явление. В жестких временных условиях начать проработку проектов, приказов и на оценку комментариев и замечаний порой у них просто времени не хватает. Просто регламент на них давит.
И вот, приказы, вызывающие неоднозначную реакцию в нашем медицинском сообществе, из тех, что вышли в последнее время. Вы их знаете: по профилактике, где очень много разной писанины, по скорой медицинской помощи – в соответствии с которым, помощь в стационарах должна быть оказана только в отделениях скорой помощи. Номенклатура медицинских учреждений, где пропустили центральные районные больницы и центральные городские больницы. Последний приказ – о необходимости каждый день в девять часов направлять во все страховые компании данные о количестве мест и т.д.
Мы понимаем, что Минздрав РФ остро нуждается в нашей помощи, и поэтому стали участвовать как эксперты, препятствующие проведению не обговоренных приказов. Надеюсь, что с 2014 года мы войдем в колею и будем участвовать не только как эксперты, но уже и отвечать за качество выпускаемых документов. Т.е. мы на себя берем ответственность за качество документов. Если потом, после нашей визы, медицинское сообщество будет критиковать приказ, то в этом будет наша вина тоже. Это – серьезная довольно-таки работа. При этом нам нужна ваша экспертная помощь.
Обсуждения на сайтах и их результаты иногда бывают формальными. Поэтому нам надо выстроить более четкий механизм обсуждения. Необходимы ваша активность и оперативность. Мы сейчас стараемся направлять все материалы, которые у нас на сайте, непосредственно к вам, по вашим адресам. Работайте над документами, пожалуйста. Это не кого-то там касается, а касается каждого из нас. Стоять в стороне здесь нельзя, и проработка всех вопросов очень важна.
Например, приказ по скорой помощи – он обсуждался два года. Было несколько совещаний. Потом, в конечный момент, руководители станций скорой помощи, когда прочли документ, то не поняли, откуда он взялся в таком виде. Думаю, что теперь такого, вероятно, не будет. Мы совсем недавно, на прошлой неделе, вместе с Игорем Николаевичем в рамках координационного совета провели обсуждение этого приказа и поняли, что вводить его с 1 января 2014 года нельзя. Такой документ, вероятно, в ближайшее время будет подписан. Это – конкретная работа, и таким образом мы пройдем по всем остальным, пока не доведем до ума все, чем мы совместно занимаемся.
Вы знаете, что было разработано Минздравсоцразвития распоряжение о передаче федеральных центров, которые находятся в ведении Министерства, на финансирование за счет фондов ОМС. Мы очень быстро поняли ту «мину», которая была заложена под наши федеральные учреждения. Была встреча с Владимиром Владимировичем, где было об этом сказано. Затем было еще несколько совещаний, и мы занимали позицию: федеральные медучреждения – пусть это будет бюджет, пусть это будет отдельная строчка в федеральном фонде ОМС, но они не должны переходить и финансироваться только фондом. Особенно это касается Москвы. Москве не нужно еще себе на шею вешать федеральные учреждения. Остальные что, мы должны закрывать в стране? Они все нужны, все переполнены работой. Так что наша позиция была нормальной.
Мы очень серьезно, как раз в этом квартале, включились в работу по профессиональным стандартам. Вы знаете, что мы выступили против некрасивой истории с разработкой профессиональных стандартов. Тогда выиграла конкурс Академия народного хозяйства, в которой нет ни одного доктора. Они выиграли конкурс и написали просто какую-то галиматью. Потом обратились к нашим профессиональным организациям, как к дурачкам: давайте, мол, переделывайте теперь все просто так. Мы очень резко выступили против такой позиции. Это было доведено и обсуждалось у Президента страны, с нашим участием. Мы считаем, что так не должно быть. Мы считаем, что стандарты должны быть жизненной, «дорожной картой», мотивированной к совершенствованию допуска к профессии и к квалификационным категориям. Ответственность за их написание и исполнение должна лежать на профессиональных организациях.
Мы фактически все это вернули на исходную точку и встречались совместно с Игорем Николаевичем с Министерством труда. Сейчас нам, профессиональным организациям, уже предстоит серьезная работа для того, чтобы создать эти стандарты. Вице-премьер сегодня поручил нам, конкретно Национальной медицинской палате, написать стандарт «врач». Просто врач – чем врач отличается от сталевара, пилота или еще кого-то. Мы будем думать над этим предложением. Потому что та работа, которая уже была сделана, где у нас было в стандарте, кто такой хирург, кто такой педиатр и т.д., всего 27 стандартов. Выбрасывать эту работу не надо. Я думаю, что мы найдем общий язык в этом плане.
Мы продвинулись еще по одному вопросу – по последипломной подготовке и по обществам взаимного страхования. При участии статс-секретаря Костенникова Дмитрия Вячеславовича было проведение заседание, и сейчас мы выходим на возможность пилотного проекта в конкретных регионах, чтобы посмотреть, как эта форма взаимного страхования пойдет. Для нас это очень важно.
Мы наладили работу с федеральными органами фонда ОМС. Только вчера состоялась продолжительная беседа с руководителем федерального фонда Натальей Николаевной Стадченко, и мы нашли общие точки соприкосновения. Фонд нуждается в наших советах. Когда мы показали те разночтения, которые идут, и те удавки со стороны страховых организаций по сбору денег с нас, беззастенчиво совершенно. Это ухудшает положение медицинских организаций, когда деньги изымаются, - из-за какого-то маленького расхождения на больного затрачена уйма денег, а снимается все. Наказывается целиком организация. Я думаю, что это очень сложно, и по другим экспертным вопросам мы будем продолжать плотно работать. У нас в фонде есть наш представитель – Дорофеев С.Б., и мы надеемся на такую работу.
Мы продолжаем работать через Сергея Борисовича с Государственной Думой и плодотворно работаем с ней. Пытаемся многое успеть сделать. Но вот, регламенты нам не совсем помогают. Наша прошлая работа с Государственной Думой над законом «Об основах охраны здоровья граждан» научила нас, как надо с ней работать.
Вы знаете, что мы работаем и с Росздравнадзором, с Мурашкиным Николаем Георгиевичем. Мы продолжаем крутиться вокруг понятия независимой профессиональной экспертизы и рассматриваем все же возможность использования иностранного международного опыта в этом вопросе. Мы об этом говорили не раз, и этот вопрос для нас очень важный.