Информация об аппаратном совещании от 16 июля 2020 года
16 июля 2020 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
Первым вопросом повестки дня стало обсуждение обращения Красноярской медицинской палаты об оплате лабораторных исследований на COVID-19 персонала медицинских организаций.
Президент Федерации лабораторной медицины М.А. Годков собрал материал по данному вопросу в различных субъектах Российской Федерации. Он отметил, что ситуация благоприятна в Москве, Новосибирской области, Свердловской области, Санкт-Петербурге, Якутии. Во многих регионах территориальные фонды медицинского страхования вольно трактуют нормативные документы. Основная проблема в том, что при обследовании медработников, непосредственно работающих с пациентами с коронавирусной инфекций, в том числе в «красных зонах» медицинских учреждений, контактных с пациентами с коронавирусной инфекцией, больших проблем нет. Что же касается обследования остальных медработников и немедицинских работников, то обследование проводится за счет работодателя, причем источник финансирования не определен. Обследование незаболевших медработников 1 раз в неделю по постановлению Роспотребнадзора считается нестраховым случаем, поэтому медицинские организации не могут его оплатить за счет средств бюджета. Привлекать для этого средства от платных услуг сложно, поскольку объем платных услуг в период пандемии снизился на 80-90%, да и правильно ли использовать эти средства для оплаты социально значимых исследований? В ряде регионов обследование медработников оплачивается из региональных бюджетов, но периодически прерывается. В некоторых регионах постепенно наращивается количество документов, которые требуются для бюджетной оплаты исследований. Можно утверждать, что в стране отсутствует единая система оплаты обследования на коронавирусную инфекцию.
В Калининградской области оплата обследований проводится за счет работодателей. В Краснодарском крае требуется обоснованное направление на исследование. В Республике Башкортостан за счет бюджета обследование оплачивается только для сотрудников, работающих в «красной зоне». В Новосибирской области для амбулаторных обследований выделяются квоты в лаборатории, оплата производится страховыми медицинскими организациями. В Смоленской области областная медицинская палата добилась от губернатора оплаты обследований всем медработникам за счет областного бюджета, однако есть проблема в том, что Роспотребнадзор не считает полностью легитимными результаты исследований в негосударственных лабораториях.
Вице-Президент Союза НМП Н.Л. Аксенова отметила, что возможно заключение трехсторонних соглашений с участием Фонда ОМС, Минздрава, Нацмедпалаты.
Н.И. Брико обратил внимание на то, что нынешняя пандемия – не последняя. Необходимо разработать принцип финансирования таких обследований на федеральном уровне.
Вице-Президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов на примере Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, частично перепрофилированного под инфекционный стационар,сказал, что выполнение постановления Роспотребнадзора о еженедельном обследовании сотрудников в Москве возможно бесплатно для работодателя.
Вице-Президент Союза НМП С.А. Лившиц доложил, что в Московской области работает 8 государственных лабораторий, проводящих ПЦР от медперсонала, заключены контракты и с рядом частных лабораторий.
М.А. Годков обратил внимание на проблему будущего содержания дорогостоящих лабораторий, помещений, оборудования после окончания эпидемии.
Л.М. Рошаль поблагодарил участников совещания за обсуждение, особая благодарность – Красноярской медицинской палате, поднявшей проблему, отметил, что содержание медицинских организаций, закрывающихся в период спада пандемии, находится на контроле у Президента Российской Федерации. Предложил на основании подробной справки о состоянии дел в регионах подготовить письмо в адрес правительства Российской Федерации.
Второй вопрос повестки дня был посвящен организации выплат медработникам, заразившимся COVID-19 во время оказания медицинской помощи больным. Н.Л. Аксенова отметила, что 14.07.2020 г. после выступления Министра здравоохранения, отметившего несоответствие положения, разработанного Фондом социального страхования, указу Президента Российской Федерации. На 17.07.2020 г. планируется совещание у Вице-Премьера Правительства Т.А. Голиковой по данному вопросу. Следует отметить, что в подготовке положения Фонда социального страхования не участвовали главные специалисты Минздрава, профсоюз работников здравоохранения, Национальная Медицинская Палата, в положении неадекватно прописаны осложнения новой коронавирусной инфекции.
Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев напомнил участникам совещания содержание Указа Президента Российской Федерации от 06.05 2020 г. № 313 о дополнительных выплатах лицам, работающим с больными COVID-19 и с подозрением на это заболевание. В указе установлено 3 уровня выплат (заразившимся с осложнениями, инвалидизированным в результате заболевания и выплаты членам семей умерших). В указе имеется перечень необходимых документов, в который входят результаты эпидемиологического расследования, но не указывается, как проводить это расследование. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. № 695 уточнило перечень осложнений (состояний), при развитии которых у заболевшего появляется право на дополнительную выплату – от ОРВИ при подтверждении COVID-19 методом ПЦР до тяжелых, инвалидизирующих осложнений. Расшифровки механизма расследования в постановлении опять же не имеется. Поскольку речь идет о расследовании эпидемиологической цепочки, необходимо указать пациента, ставшего источником заражения медработника. Если в стационаре это сделать сложно, поскольку врач в «красной зоне» контактирует одновременно с несколькими больными, то в амбулаторных условиях сделать это практически невозможно из-за кратковременности контакта врача с пациентом. Таким образом, требуется четкое разъяснение нормативных документов либо на уровне Правительства, либо на уровне Фонда социального страхования.
Президент Ассоциации онкологов России А.Д. Каприн поделился информацией о том, что для медработников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с сочетанием онкологических заболеваний и COVID-19, финансирование для дополнительных выплат направляется с большим опозданием, выплаты медработникам происходят со значительной задержкой.
Л.М. Рошаль поручил Н.Л. Аксеновой и С.Б. Дорофееву подготовить письмо на имя Вице-Премьера Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой по данной проблеме.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.