Информация об аппаратном совещании от 06 августа 2020 г.
06 августа 2020 г. состоялось совещание аппарата Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
Первый вопрос повестки дня был посвящен обсуждению предложений по реализации «медицинских» поправок в Конституцию Российской Федерации. Во вступительном слове Л.М. Рошаль подчеркнул, что принятые поправки должны начать работать, а для этого требуется разработка как новых нормативных актов различного уровня, так и внесение дополнений, исправлений в уже существующие нормативные документы. Для инициации этой работы Национальная Медицинская Палата, во-первых, попросила помощи у Общероссийского Народного Фронта, а во-вторых, получила огромное количество предложений от территориальных и профессиональных организаций – членов НМП (более 200).
С более подробным докладом выступила руководитель юридической службы Палаты Л.А. Айдарова. Она сообщила, что большинство поступивших предложений касается поправки в ст. 71 Конституции РФ, посвященной единым правовым основам организации системы здравоохранения в Российской Федерации. Основные предложения относятся к реформированию системы обязательного медицинского страхования, страхованию медицинских работников, страхованию профессиональных рисков, страхованию лекарственного лечения, восстановлению института субординатуры, правовой защите и статусу медицинских работников, ответственности медработников, кодификации в здравоохранении.
Довольно много предложений поступило и по поводу поправки в ст. 72 Конституции РФ, посвященной формированию здорового образа жизни, ответственности граждан России за состояние своего здоровья. По поправке в блок социальной политики государства следует отметить, что многие предложения относятся не только к мерам социальной защиты медицинских работников, но и населения Российской Федерации в целом. Наконец, поправка в блок муниципального здравоохранения вызвала небольшое количество предложений, вероятно, вследствие небольшого правового поля на этом уровне. Л.А. Айдарова сообщила, что имели место и неконкретные предложения типа «привести законодательную базу в соответствие с поправками в Конституцию». Каких-либо предложений, вызывающих активный протест юристов, не поступало.
Главное в настоящее время – разработать механизм дальнейшей актуализации поступивших предложений.Вице-президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов предложил следующий механизм работы: получить общее согласие территориальных и профессиональных организаций – членов НМП и актива Палаты после рассылки полученных предложений, затем структурировать предложения в соответствии с тематикой поправок, срочностью разработки новых нормативных документов или изменений в уже существующих, после чего создать несколько рабочих групп для окончательной работы над поступившими предложениями с разработкой конкретных документов.
С предложением В.Ю. Семенова согласились Вице-президенты Союза НМП С.Б. Дорофеев и С.А. Лившиц, президент Российской анестезиологической ассоциации К.М. Лебединский, представители территориальных организаций Н.И. Иванаев (Калининградская область), В.Г. Сварич (Республика Коми), О.А. Самошин (Тверская область), Е.В. Костюшов (Ленинградская область), Ю.В. Каракулова (Пермский край), Д.В. Пивень. В их выступлениях прозвучали предложения создать небольшое количество рабочих групп (не более 3-4), провести сортировку создаваемых нормативных документов в зависимости от уровня их принятия, обратить особое внимание на кадровый вопрос при проработке каждого документа.
В заключение обсуждения Л.М. Рошаль подчеркнул, что в ближайшее время все направленные в адрес НМП предложения будут в виде таблицы разосланы в территориальные и профессиональные организации с предложением дать им оценку, эта работа должна завершиться к началу сентября 2020 г. После этого будут созданы рабочие группы. Он обратил внимание на то, что финансовая сторона вопроса реализации поправок вызывает озабоченность, поскольку по проекту А.С. Силуанова в 2021 г. предполагается снижение финансирования здравоохранения вместо декларированного уровня 4% от ВВП. Л.М. Рошаль призвал активно участвовать в работе создаваемых рабочих групп.
Второй вопрос повестки дня был связан с обсуждением на площадке ОНФ проблем со страховыми выплатами медицинским работникам в период пандемии COVID-19. Л.М. Рошаль подчеркнул, что выплаты медработникам, здоровье которых пострадало во время работы с пациентами, были довольно существенными, но организация работы в различных субъектах Российской Федерации вызвала много неблагоприятных отзывов.
По данному вопросу выступал С.Б. Дорофеев. Он доложил, что речь шла о ходе исполнения Указа Президента Российской Федерации № 313 о дополнительных страховых гарантиях. Исполняя данный указ, Федеральный фонд социального страхования требует проведения эпидемиологического расследования с установлением источника заражения медработника, фонды социального страхования на местах не имеют достаточного количества специалистов для представительства в комиссиях каждой медицинской организации и требуют большое количество дополнительных документов. Так, если в Указе рекомендовано представлять в комиссию по дополнительным страховым выплатам 5 документов, в Новосибирске требуют 24. Если в «ковидных» стационарах еще можно проследить эпидемиологическую цепочку, то при работе с амбулаторными пациентами или в «нековидных» госпиталях установить источник заражения не представляется возможным, чем пользуется ФСС, отказывая в выплате. Это актуально, поскольку в той же Новосибирской области работники медицинских организаций болеют COVID-19 в 8 раз чаще, чем в среднем в популяции. Большое количество заболевших и среди немедицинских работников, работающих в учреждениях здравоохранения.
По итогам обсуждения на площадке ОНФ было подготовлено письмо в адрес Президента российской Федерации с двумя предложениями: включить в охват страховыми выплатами не только медработников, но и немедицинских работников, по роду своей службы заболевш их COVID-19, и ввести в обязательный состав комиссий по страховым выплатам представителей профсоюза работников здравоохранения и профессионального сообщества.
В ходе обсуждения Н.И. Иванаев отметил, что в Калининградской области имеются случаи различной трактовки статуса наследников умерших от коронавирусной инфекции медработников – получателей страховых выплат. Ш.А. Гатаулин (Москва) отметил большие сложности при получении страховых выплат специалистами, работающими в Москве, но зарегистрированными в Подмосковье или других субъектах Российской Федерации.
В заключение Л.М. Рошаль поблагодарил участников совещания за работу и еще раз призвал принять активное участие в реализации поправок к Конституции Российской Федерации.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.