Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 10 декабря 2020 года

10 декабря 2020 года состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-Президент Союза НМП А.Г. Румянцев. Президент Союза НМП Л.М. Рошаль участвовал в совещании дистанционно.

Первый вопрос повестки дня был посвящен отчету о работе Координационного совета Уральского федерального округа. Докладывал руководитель Координационного совета, председатель правления НП «Тюменское региональное медицинское общество» Вице-Президент Союза НМП Е.В. Чесноков.

В состав округа входят территориальные организации Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Во всех территориальных организациях объединено более 25% врачей субъектов Российской Федерации, от 31% в ХМАО до 72% в Курганской области. В организациях, собирающих взносы, членство, как правило, меньше. Имеются кадровые проблемы. Так, в территориальной организации ХМАО уже почти два года нет председателя, исполняет обязанности Супрун Ю.С., была беседа с заместителем губернатора, решение вопроса отложено на период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. В ЯНАО ушла на пенсию многолетний руководитель территориальной организации Груздева И.В., в настоящее время обязанности исполняет Налимов М.Ю. В Свердловской области руководитель территориальной организации Карлов А.А. стал министром здравоохранения области, 07.12.2020 г. на должность руководителя избрана Медведская Д.Р.В ХМАО избран новый руководитель В.А.Гильванов, следует отметить, что вице-губернатор ХМАО по социальным вопросам – врач, активно поддерживает территориальную организацию НМП.

В 2020 году не состоялись два запланированных мероприятия – Съезд врачей Ямала и конференция Уральского ФО по юридической защите врачей в связи с эпидемией коронавирусной инфекции. Основные приоритеты работы Координационного совета связаны с развитием системы страхования профессиональной ответственности в здравоохранении. С учетом опыта Сибирского ФО работа строится совместно с компанией «Ингосттрах», в Тюменской области застрахованы все государственные и ряд частных медицинских организаций. Следует отметить опыт работы территориальной организации Свердловской области по юридической защите медработников, в настоящее время юристы с успехом защищают врачей по 5 уголовным делам. В территориальной организации ЯНАО хорошо поставлена работа по профессиональной ориентации молодежи. В период эпидемии COVID-19 в Тюменской области осуществлялась помощь в организации работы выездных бригад специалистов для Курганской области и ЯНАО, а в Свердловской области – для ХМАО. В заключение своего отчета Е.В. Чесноков просил руководство НМП поощрить за многолетнюю активную работу И.В. Груздеву.

Е.В. Костюшов (Ленинградская область) поинтересовался, как Координационный совет строит работу по привлечению молодежи в территориальные организации. Е.В. Чесноков ответил, что считает целесообразным законодательно определить обязательное членство врачей в некоммерческих профессиональных организациях, соответствующих ч. 3 ст. 76 323-ФЗ. Совет пытался провести обязательное членство на уровне коллективного договора медицинской организации, что особенно актуально в тех организациях, где оформляется страхование профессиональных рисков. Привлечение молодежи проводится также при прохождении процедур аккредитации, аттестации специалистов, с помощью организации конференций, образовательных мероприятий. В течение двух лет Координационный совет материально стимулировал работу студенческого научного общества на медицинском факультете Уральского государственного университета. Кроме того, проводилось страхование профессиональной ответственности выпускников вузов, прошедших процедуру первичной аккредитации. Наконец, большая работа проводится и через еженедельно обновляемый сайт, на котором зарегистрировано более 18 000 подписчиков.

В заключение обсуждения А.Г. Румянцев рекомендовал по вопросам поощрения и решения кадровых вопросов направить письмо в адрес Президента Союза НМП.

Вторым вопросом повестки дня обсуждался вопрос о завершении процедуры аккредитации специалистов в 2020 году в Ярославской области. Докладывала Председатель Совета Ярославской региональной общественной организации «Ассоциация медицинских работников Ярославской области» И.И. Комарова. Тезисы ее выступления приведены ниже.

I. Риски.

  1. Аккредитация проводилась в отношении выпускников, проходивших обучение в дистанционном формате.
  2. Наслоение аккредитации на учебный процесс.
  3. Процедура осложнилась из-за эпидемиологической обстановки.

II.

  1. Количество аккредитуемых - 429 человек.
  2. Количество экспертов - 251 человек.
  3. Персонал симуляционного центра - 10 человек.
  4. Студенты участвовали в качестве симуляционных пациентов.

III. Сроки аккредитации: 08.10.2020 – 24.11.2020 года (не считая пересдачи).

IV. Количество специальностей и количество уникальных станций определялось по результатам приема заявлений:

  • количество специальностей - 36
  • количество уникальных станций - 85
  • количество оформленных протоколов - 290

V. Первичная специализированная аккредитация проведена по следующим специальностям:

  • акушерство и гинекология – 12
  • анестезиологи и реаниматология – 15
  • дерматовенерология – 6
  • детская кардиология – 1
  • детская хирургия – 1
  • инфекционные болезни – 7
  • кардиология – 6
  • лечебная физкультура и спортивная медицина – 3
  • неврология – 22
  • нейрохирургия – 2
  • неонатология – 8
  • общая врачебная практика (семейная медицина) – 7
  • онкология - 13
  • организация здравоохранения и общественное здоровье – 8
  • оториноларингология – 9
  • офтальмология – 9
  • патологическая анатомия – 5
  • педиатрия – 15
  • психиатрия-наркология – 3
  • рентгенология – 6
  • сердечно-сосудистая хирургия – 3
  • скорая медицинская помощь – 4
  • терапия – 25
  • травматология и ортопедия – 13
  • трансфузиология – 1
  • урология – 2
  • фтизиатрия – 1
  • хирургия – 12
  • челюстно-лицевая хирургия – 1
  • эндокринология - 9

VI. Первичная аккредитация:

  • лечебное дело – 89
  • педиатрия – 40
  • стоматология – 23
  • медицинская биохимия – 14
  • фармация ВО – 14
  • фармация СПО – 18

VII. Задачи для сотрудников симуляционного центра:

  1. Подготовка работы станции ОСКЭ.
  2. Проведение предварительных тренировок.

VIII. Не прошли аккредитацию:

  • лечебное дело – 7
  • акушерство и гинекология – 1
  • анестезиология-реаниматология – 2
  • дерматовенерология – 1
  • онкология – 3
  • оториноларингология – 1
  • педиатрия - 2
  • психиатрия-наркология –
  • терапия – 4
  • хирургия - 1

И.И. Комарова внесла предложения по совершенствованию процедуры аккредитации:

1. В настоящее время в Ярославской области проводилась аккредитация по 36 специальностям. Это предполагает следующее:

  • 36 секретарей подкомиссий должны войти в систему каждый под своим логином и паролем и получить логины и пароли для работы всей подкомиссии (т.е. они должны хорошо знать программу и безошибочно в ней работать). Но надо учитывать, что это практикующие врачи, не знакомые с работой системы. Предложение – ввести должность секретаря (секретарей), работающих на постоянной основе. Количество секретарей определяет председатель комиссии в зависимости от объема работы. Можно задействовать сотрудников вузов, работающих в их сертификационных отделах. Это позволит финансировать ставку из бюджета, а также использовать людей, имеющих опыт аналогичной работы и не будет вызывать конфликт интересов, поскольку сотрудники сертификационных отделов не имеют непосредственного отношения к образовательному процессу.

2. В настоящее время второй и третий этапы объединены в один. Это приводит к тому, что аккредитуемый, успешно прошедший ОСКЭ, но не прошедший ситуационные задачи должен снова проходить оба этапа. Предложение – внести изменения в программу, для того что бы программа «пропускала» повторную пересдачу мультикейсов, без повторного прохождения ОСКЭ.

3. В настоящее время эксперты (члены подкомиссий) не имеют право сами проходить процедуру аккредитации на своей территории из-за конфликта интересов. Предлагается вынести этот вопрос на обсуждение в НМП.

4. Необходимо усилить ответственность для неявившихся на аккредитацию без уважительной причины и не сдавших процедуру из-за отсутствия подготовки.

5. Первый и третий этапы не требуют присутствия экспертов подкомиссии, т.к. им отводится только роль контролеров. Эту функцию можно переложить на секретарей комиссии. Секретари комиссии могут не иметь высшего образования, поскольку речь идет только о наблюдении за ходом этапа, а это чисто техническая работа.

И.И. Комарова также отметила хорошую подготовку к процедуре аккредитации со стороны аккредитационной комиссии. Станции были оборудованы системой вентиляции, аналогичной операционным. Все материалы по подготовке и проведению аккредитации были заранее размещены на сайте Ярославского государственного университета. На 2 этапе аккредитации аккредитуемые были разделены на три потока, работа непосредственно с аккредитуемыми завершалась к 15:00. При анкетировании 95% респондентов из числа аккредитуемых оценили организацию процедуры аккредитации на отлично.

В ходе обсуждения В.Г. Сварич (Республика Коми) выразил сомнение о возможности оплаты штатной должности секретарей аккредитационных комиссий. Он также напомнил о проблемах непрерывного профессионального развития: необходимости медработникам приобретать компьютеры, оплачивать трафик интернет-связи, затрачивать свое свободное время на обучение, в том числе в неудобное время и т.п.

Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев отметил, что имеются сомнения в возможности перевода сотрудников сертификационных отделов вузов на должности секретарей аккредитационных комиссий, поскольку оплата сертификационных циклов проводилась либо обучающимися, либо медицинскими организациями, при закрытии сертификационных отделов такого финансирования не будет. Он предложил организовать работу аккредитационных комиссий по аналогии с комиссиями по приему ЕГЭ с финансированием или из бюджетных средств, или за счет субсидий, выделяемых в адрес Национальной Медицинской Палаты. В случае, если будет законодательно принято обязательное членство, и все будут платить членские взносы, можно будет оплачивать эту работу за счет средств территориальных организаций.

С.И. Анденко (Военно-Медицинская Академия) поддержал предложение об обязательном членстве, что важно для военных медиков.

Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин напомнил, что Палата подготовила предложения по изменениям в приказ № 334 Минздрава по непрерывному профессиональному развитию. Он отметил, что желательно обобщить опыт по практикориентированной составляющей процедуры аккредитации и по объединению 2 и 3 этапов аккредитации в один. Поскольку 1 и 3 этап проводятся в автоматизированном виде, требуется согласование Нацмедпалатой фонда оценочных средств этих этапов, тогда не потребуется непосредственного участия врачей в чисто техническом сопровождении этих этапов. Что касается оплаты труда секретарей аккредитационных комиссий, например, через аккредитационный центр, то тогда секретари станут материально полностью зависеть от подведомственной Минздраву структуры. В таком случае опять же потребуется некоторая процедура согласования работы секретарей с Нацмедпалатой путем внесения изменений в приказ № 334 Минздрава. Поэтому наиболее правильной организацией оплаты труда секретарей аккредитационных комиссий станет оплата по аналогии с комиссиями по приему ЕГЭ.

Л.М. Рошаль заметил, что во многих территориях процедура аккредитации 2020 года уже завершена или завершается. В частности, в Санкт-Петербурге, несмотря на высокую заболеваемость COVID-19, аккредитация уже завершена, в то время как Москва – в числе отстающих. Имеется договоренность о встрече с Министром здравоохранения, в том числе по вопросам финансирования непрерывного профессионального развития и процедуры аккредитации. По подсчетам специалистов НМП, требуется примерно 1 млрд. рублей бюджетных средств.

В заключение обсуждения А.Г. Румянцев подчеркнул, что вопросы организации процедуры аккредитации, аттестации и непрерывного профессионального развития будут регулярно ставиться перед профессиональным медицинским сообществом, что отражает нежелание Минздрава передавать часть своих функций в адрес некоммерческих профессиональных организаций, соответствующим требованиям ч. 3 ст. 76 323-ФЗ, объединяемых организацией, соответствующей ч. 5 ст. 76 323-ФЗ. Этот вопрос следует обсудить на очередном съезде Национальной Медицинской Палаты. Чем меньше будет взаимодействие с государственными структурами по этим вопросам, тем лучше будет позиция НМП. А.Г. Румянцев предложил провести круглый стол или конференцию по опыту проведения аккредитации в регионах России совместно с Минздравом. Л.М. Рошаль такую идею одобрил.

В разделе «Разное» Л.М. Рошаль сообщил участникам совещания, что А.Г. Чучалин выступил в средствах массовой информации с тем, что Нацмедпалата недорабатывает в вопросах этики, не работает с Всемирной медицинской ассоциацией, в связи с чем оторвана от жизни. Л.М. Рошаль высказал удивление в связи с тем, что в недавнем прошлом Вице-Президент Союза НМП не знает о том, что Нацмедпалата уже 4 года является членом ВМА и работает совместно с ней. Именно Национальная Медицинская Палата настояла перед Минздравом на принятии этического кодекса российского врача, который был утвержден еще на 1 съезде Палаты. А.Г. Чучалину направлено письмо, в случае, если он не даст опровержения в СМИ, Палата будет вынуждена дать свои разъяснения.

10.12.2020 г. в рамках Регуляторной гильотины будет обсуждаться вопрос о принятии Положения о независимой медицинской экспертизе. Л.М. Рошаль поблагодарил всех членов НМП, приславших свои предложения и комментарии по данному вопросу.

Стало известно, что в ходе уголовного процесса в Калининграде прокурор назвала врачей «нацистами». Эту информацию подтвердил Н.И. Иванаев (Калининградская область). Он также сообщил, что судьей не допущены к участию в процессе эксперты со стороны защиты. Л.М. Рошаль отметил, что Национальная Медицинская Палата в обязательном порядке потребует разъяснений со стороны надзорных органов.

Л.М. Рошаль предложил на ближайшем аппаратном совещании обсудить вопрос о роли профильных профессиональных организаций в процедуре аккредитации, особенно в отношении специализированной аккредитации.

На этом аппаратное совещание завершило работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

18 декабря 2024 года

Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.

4 декабря 2024 года

Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.

13 ноября 2024 года

Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.

6 ноября 2024 года

Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.

30 октября 2024 года

О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.

16 октября 2024 года

Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».

9 октября 2024 года

С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.

2 октября 2024 года

Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.

11 сентября 2024 года

В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.

7 августа 2024 года

В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.

Наши партнеры

Медицинский вестник