Информация об аппаратном совещании от 3 мая 2023 года
03.05.2023 года состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП С.А. Лившиц.
Перед началом совещания С.А. Лившиц от имени Национальной Медицинской Палаты поздравил ее Президента Л.М. Рошаля с замечательным юбилеем, пожелал здоровья и дальнейших достижений в работе.
Первым вопросом повестки дня стал отчет по образовательным мероприятиям, аккредитуемым в системе непрерывного медицинского образования, в 1-м квартале 2023 года. Докладывал руководитель отдела НМО Союза НМП профессор Г.Ф. Тотчиев. Во время доклада демонстрировалась презентация. Г.Ф. Тотчиев сообщил, что в 1-м квартале 2023 года поступило всего 2480 заявок на мероприятия НМО, из них на онлайн-мероприятия – 1442 заявки (58%), на аудиторные – 642 (26%), на смешанные – 396 заявок (16%). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее число заявок снизилось на 7-8%, при этом более всего снизилось количество заявок на онлайн-мероприятия с 85-90% до 58%, соответственно, заявки на аудиторные и смешанные мероприятия поступают чаще. Из 2480 заявок одобрено 2322 (94%), отклонено 109 (4%), рецензируются 49 (2%). Лидерами по числу заявок на мероприятия НМО являются педиатры – 253 заявки, кардиологи – 162, терапевты – 138, неврологи – 190, акушеры-гинекологи – 165. Те же лидеры и среди одобренных заявок на образовательные мероприятия системы НМО. Практически те же лидеры и по отклоненным заявкам, но среди них еще добавилась фармация. Из 2480 заявок первичное рассмотрение проведено для 1157 (47%), повторное после устранения дефектов заявок – для 1323 (53%).
Отдельного внимания заслуживает анализ присвоения индивидуальных кодов подтверждения (ИКП) при проведении мероприятий в системе НМО. ИКП активированы всего у 15% участников онлайн-мероприятий (153005 из 1336796) и у 6% аудиторных (22574 из 357982) и смешанных мероприятий (10648 из 176359 участников). Это может говорить как о низкой активности участников, которые в дальнейшем не смогут включить мероприятия с неактивированным ИКП в свое портфолио при периодической аккредитации, так и об отсутствии контроля действий провайдеров по присвоению ИКП. При этом в 2022 году максимальное количество активированных ИКП составляло 24%. К основным задачам отдела НМО Союза НМП Г.Ф. Тотчиев относит продолжение совершенствования материально-технической базы, повышение ответственности провайдеров за качество оформления заявок и повышение контроля за выдачу ИКП во время проведения образовательных мероприятий НМО.
Г.М. Гайдаров (Иркутская область) поинтересовался, почему в анализе не представлены мероприятия по организации здравоохранения и общественному здоровью. Г.Ф. Тотчиев ответил, что они, безусловно, есть, но не представлены среди лидеров, которые подали более 50 заявок.
Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили задал вопрос о том, какова судьба 85% неактивированных ИКП. Г.Ф. Тотчиев ответил, что пока удовлетворительного ответа нет, для этого требуется контроль за провайдерами, которые, возможно, выдают слушателям неактивированные ИКП.
Л.М. Рошаль поинтересовался провайдерской активностью территориальных организаций НМП, а также отсутствием представительства хирургов в отчете. Г.Ф. Тотчиев пояснил, что заявок от территориальных организаций НМП на проведение образовательных мероприятий в системе НМО поступило две. Хирурги представлены, но также не являются лидерами, подали менее 50 заявок.
Л.М. Рошаль прокомментировал, что, когда НМП взялась за отработку заявок образовательных мероприятий в системе НМО, планировалось на основе опыта зарубежных медицинских профессиональных организаций проведение не менее 250 часов образовательных мероприятий в течение 5-летнего цикла с последующей периодической аккредитацией. Затем планировалось проведение 144-часового цикла подготовки и 106 часов за счет образовательных мероприятий. После эпидемии коронавирусной инфекции Минздрав оставил норму в 144 часа за 5 лет. Особенно актуальны вопросы НМО стоят в первичном звене здравоохранения.
Далее Л.М. Рошаль задал вопрос о развитии информационных технологий в НМО. В зарубежных странах врач имеет специальную карточку, позволяющую присоединиться к образовательному мероприятию, контролировать участие врача в мероприятии, в дальнейшем направлять ему контрольные вопросы. Г.Ф. Тотчиев ответил, что имеющаяся компьютерная программа позволяет анализировать поступающую информацию. В конце мая планируется заключение договора с IT-компанией из Санкт-Петербурга. А.Ш. Ревишвили отметил, что необходима финансовая поддержка развитию информационных технологий в НМО, проведение анализа имеющихся компьютерных программ. Особенно актуальна возможность направления обучающемуся контрольных вопросов, что может быть частью профессионального экзамена для допуска к профессии.
О.А. Самошин (Тверская область) обратил внимание на проведение многих образовательных мероприятий в рабочее время медицинских работников, у них нет возможности полностью прослушать образовательный цикл. Образовательные мероприятия НМО должны быть удобными для медработников. Предложил возродить профилактические дни в первичном звене здравоохранения с целью использования их для образовательных мероприятий. С.А. Лившиц прокомментировал, что во многих странах за рубежом образовательные мероприятия проводятся в выходные дни.
И.И. Комарова (Ярославская область) напомнила, что большинство врачей заинтересовано в обучении на плановых бюджетных образовательных циклах.
В заключение обсуждения С.А. Лившиц поблагодарил С.Ф. Тотчиева за аналитический доклад. Он отметил, что позицией НМП является 250 часов образовательных мероприятий за 5-летний период, эта концепция соответствует одному образовательному часу в неделю для врача. С.А. Лившиц отметил тенденцию к уменьшению числа 144-часовых образовательных циклов. Требуется контроль за провайдерской активностью территориальных и профильных профессиональных организаций – членов НМП, особенно в отношении мероприятий, приносящих образовательные баллы обучающимся. Л.М. Рошаль поддержал позицию НМП и высказал намерение направить письма в Минтруда и Минздрав о введении 250 образовательных часов за 5-летний период.
Следующим вопросом повестки дня стала информация о подготовке документов для продления действия приказа Минздрава России от 10.10.2018 г. № 690 «О соответствии Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2018 г. № 292 «Об утверждении критериев, при условии соответствия которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам) может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на следующий срок.
С.А. Лившиц сообщил, что за прошедшие две недели достигнуто существенное продвижение в подаче документов, на настоящий момент полный пакет документов подали уже 76 территориальных организаций. Планируется направление документов в комиссию Минздрава России. Руководитель юридической службы Национальной Медицинской Палаты Л.А. Айдарова подтвердила готовность к формированию заявления в Минздрав и направлению всего пакета документов в комиссию Минздрава, ориентировочный срок – 10 мая 2023 года.
Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова напомнила, что в соответствии с письмом Первого заместителя Министра здравоохранения России С.В. Фисенко в адрес региональных руководителей органами управления здравоохранением, они в срок с 07.04.2023 г. по 10.04.2023 г. должны были внести сведения по врачам своих субъектов Российской Федерации в 13-ю графу ФРМР, однако в регионах эта работа не была выполнена.
Л.А. Айдарова согласилась с тем, что требования Минздрава должны быть выполнены. Внесение сведений в ФРМР должно быть завершено, это инициатива Минздрава.
Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев предложил разработать для Минздрава России формулу подачи сведений для обновления списков медицинских работников в ФРМР.
В разделе «Разное» С.Б. Дорофеев и Н.Л. Аксенова напомнили, что тарифы обязательного медицинского страхования значительно снизились в 2023 году в первую очередь за счет выведения из ОМС диспансеризации населения и некоторых других медицинских услуг. В первую очередь из-за этого страдает первичное звено здравоохранения. Фельдшерско-акушерские пункты остались без штата санитарок, что приводит к снижению заработной платы.
В.Д. Пантелеев (Тверская область) отметил, что значительно сократилось и финансирование по каналу ОМС и на образование медработников, более 500 врачей тверской области рискуют не пройти бюджетные образовательные курсы и тем самым не пройти периодическую аккредитацию.
Т.Ю. Быковская (Ростовская область) обратила внимание на то, что на образование медработников и на приобретение оборудования тратятся средства НСЗ, что является отдельной строкой расходов, которая может быть оспорена. Что же касается финансирования непосредственно за счет фондов ОМС, требуется обобщить конкретные вопросы и замечания из регионов.
С.А. Лившиц согласился с тем, что ситуация в различных регионах отличается, поэтому необходим сбор полной информации из субъектов Российской Федерации.
В.Э. Пятко (Хабаровский край, руководитель Координационного совета Дальневосточного федерального округа) отметил, что начинается очередная аккредитационная кампания, поэтому требуются скорейшие разъяснения от Минздрава по механизму привлечения специалистов для работы в аккредитационных комиссиях и подкомиссиях.
В заключение С.А. Лившиц поздравил всех членов НМП с наступающим Праздником Победы и пожелал прежде всего здоровья и мирного неба. Он информировал участников совещания о том, что следующее аппаратное совещание состоится 17 мая 2023 года.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.
Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.
Е.В. Шляхто отметил большое внимание к вопросам организации скорой медицинской помощи, что стало поводом к проведению круглого стола. При этом дефицит кадров в службе скорой помощи и вопросы ее финансирования, расходования полученных средств в регионах требуют дальнейшего более подробного анализа, так же, как и вопросы диспропорции в работе некоторых федеральных медицинских учреждений по договорам с федеральным фондом обязательного медицинского страхования.