Информация об аппаратном совещании от 20 сентября 2023 года
Материалы для скачивания
20.09.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов.
Вопросом повестки дня стала информация о работе Совета по профессиональным квалификациям: целесообразность и эффективность, актуальность разработки и перспективы применения профессиональных стандартов. Докладывал советник Президента Союза НМП, секретарь Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении В.А. Плякин. Во время доклада демонстрировалась презентация.
В.А. Плякин отметил, что тема разработки профессиональных стандартов (ПС) была поднята Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 09.12.2013 г. на совещании по вопросу разработки ПС. 16.04.2014 г. указом Президента РФ № 249 был утвержден Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, целью которого является формирование и развитие систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности, председателем является Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин. Национальным советом 24.09.2014 г. (протокол заседания № 4) утвержден Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении (СПК), базовой организацией является Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», а председателем – Президент Союза НМП Л.М. Рошаль. В состав данного Совета входят представители аппарата НМП, территориальных и профильных профессиональных организаций – членов НМП, Минздрав России представлен заместителем Министра здравоохранения Т.В. Семеновой.
Основными функциями СПК являются:
- проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификации и профессиональном образовании;
- разработка и актуализация ПС и квалификационных требований;
- проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия ПС, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;
- организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;
- организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности.
В качестве нормативной базы используются следующие дефиниции. ПС – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). Квалификация (по образованию) -уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Упоминание о квалификации и ПС содержится также в ст. 57 ТК РФ о содержании трудового договора, ст. 150 ТК РФ об оплате труда при выполнении работ различной квалификации, в ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. В ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ о правах медицинских работников и фармацевтических работников и мерах их стимулирования в п.1, 5) указано, что работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации. В ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ в п. 2, 1) говорится о том, что медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией. В ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ в п. 2) указано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
Наиболее актуальной проблемой ПС является, в соответствии с приказом Минздрава России № 206н, является приведение ПС в соответствие с трудовой функцией и квалификационными требованиями. При этом основным принципом является преемственность, когда из ПС следует квалификация, определяющая содержание дополнительных профессиональных программ и образовательных мероприятий. В настоящее время Национальным советом разработана стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (протокол № 51 от 12.03.2021 г.). Согласно стратегии, в соответствии с основной целью и приоритетами развития национальной системы квалификаций Российской Федерации будут реализованы задачи по следующим основным направлениям:
- обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего;
- интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации;
- обновление процедур и требований допусков к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и/или нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде;
- обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда:
- создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации;
- формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций.
Таким образом, национальная система квалификаций предусматривает мониторинг рынка труда, независимую оценку квалификаций, разработку ПС, квалификаций и оценочных средств, проведение на их основе профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Она непосредственно влияет на непрерывное медицинское образование, аккредитацию специалиста и аттестацию на квалификационную категорию, страхование ответственности профессиональных рисков, систему оплаты труда и, в конечном итоге, является шагом к саморегулированию профессиональной деятельности в здравоохранении. На настоящий момент утверждено 79 ПС, 21 ПС находится на утверждении в Минздраве, 10 направлены в Минтруда России, 1 ПС направлен в Национальный совет по профессиональным квалификациям, 1 находится на утверждении в Минюсте России, в разработке еще 21 НС. Налицо замедление темпов работы над созданием или актуализацией ПС, что полностью находится в руках их разработчиков. НМП проводит обучающие вебинары, в которых участвует лишь малая часть разработчиков. Основная роль Национальной Медицинской Палаты в настоящее время – развивать и поддерживать систему профессиональных квалификаций.
В ходе обсуждения В.Ю. Семенов задал вопросы о том, только ли врачебные специальности представлены в ПС, есть ли неохваченные ПС специальности, какую позицию в отношении ПС занимает Министерство здравоохранения Российской Федерации, какова роль главных внештатных специалистов и доля их ответственности за создание или обновление ПС. В.А. Плякин сообщил, что ПС охватывают не только врачебные специальности, но и специальности среднего медперсонала, за исключением специалистов по фармации, которые выделены в отдельный блок. Неохваченные специальности есть, что опять же обусловлено низкой активностью разработчиков ПС, некоторые остановились на уровне заявки в Минтруда. Позиция Минздрава достаточно пассивная, что, возможно, объясняется отсутствием разработанных инструментов отчетности. Основную ответственность за создание и обновление ПС несет Совет по профессиональным квалификациям, этими полномочиями наделена только Национальная Медицинская Палата, Минздрав с участием своих главных внештатных специалистов и профсоюз работников здравоохранения могут только одобрить предлагаемый ПС.
Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили отметил, что постоянно обсуждается уменьшение числа специальностей в здравоохранении, следовательно, и ПС, в то же время утверждаются новые ПС. В.А. Плякин обратил внимание на то, что до сих пор нет понимания, какие же специальности будут устранены или укрупнены, в то же время возникает острая потребность в новых ПС, например, по целому ряду специальностей по профилю «реабилитология». Поэтому нужен план сокращения числа ПС, к тому же ПС не равнозначен специальности. Минтруда принимает меры к упрощению создания и обновления ПС, в том числе путем их укрупнения, что хорошо видно на примере ПС для медицинских сестер и по профилю «стоматология».
В.Ю. Семенов высказал мнение о необходимости стимулирования труда разработчиков ПС. В.А. Плякин согласился с этим мнением и напомнил, что вопрос профессиональных квалификаций и ПС в здравоохранении будет обсуждаться на предстоящем 9-м съезде Национальной Медицинской Палаты, рекомендации будут включены в решения съезда.
Л.М. Рошаль отметил, что фактически Национальная Медицинская Палата проводит революцию в медицинском образовании, выстраивает четкую структуру, ядром которой является профессиональный стандарт, в том числе для проведения аккредитации, аттестации, разработки образовательных программ. Большое количество ПС само по себе вовсе не является негативным явлением, поскольку в каждом ПС отражается конкретная специальность.
Еще одним вопросом повестки дня совещания стала информация об участии Союза НМП и ее региональных медицинских профессиональных некоммерческих организаций в работе создаваемых Министерством здравоохранения Российской Федерации «Центров оценки технологий в здравоохранении» (письмо Минздрава России было разослано участникам аппаратного совещания накануне). Докладывал Председатель Региональной общественной организации «Врачебная палата Тверской области» доктор медицинских наук, профессор В.Д. Пантелеев.
Он напомнил, что в письме, подписанном заместителем Министра здравоохранения С.В. Глаголевым, упомянуты Центры по оценке технологий здравоохранения (ЦОТЗ). По мнению В.Д. Пантелеева, представители территориальных и профильных профессиональных организаций Национальной Медицинской Палаты должны войти в состав ЦОТЗ с правом рекомендовать в его состав специалистов медицинского сообщества и медицинских вузов. Таким образом, будет подставлено плечо органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в том числе в отношении ответственности за принятые решения.
В качестве содокладчика выступила советник генерального директора ЦЭККМП, профессор Л.С. Мельникова. Она напомнила, что вопрос создания ЦОТЗ, в частности, оценки применяемых лекарственных препаратов был озвучен еще в 2013 г. Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко на научно-методическом совете при Совете Федерации. В 2014 году подобные рекомендации сформировала и фракция Единой России. В том же году была создана Комиссия по оценке лекарственных препаратов. За рубежом подобные комиссии существуют в 69 странах, они оценивают не только фармакологические средства, но и все применяемые технологии. В России первым этапом было решено оценивать именно применяемые лекарственные препараты с целью поддержки управленческих решений, оценки эффективности, рисков, переносимости, доступности лекарственных препаратов путем оценки специалистами-экспертами. Таким образом, письмо Минздрава носит не обязательный, а рекомендательный характер. Не обязательно создавать именно Центры, это могут быть специальные отделы, например, при МИАЦ, областной больнице и т.п. Методическое руководство при этом осуществляет ЦЭККМП. Будут разосланы примерное положение о Центре, а также устав, поскольку наиболее оптимальным будет создание автономного учреждения, имеющего бюджетное финансирование и государственное задание в рамках субъекта Российской Федерации. Для создания такого автономного учреждения нужен нормативный акт правительства субъекта Российской Федерации о поправках в региональное законодательство, это обеспечит максимальную самостоятельность учреждения и определит механизмы финансирования. Очень важным моментом является подготовка специалистов, для решения фармакологических вопросов актуально знание английского языка, соответствующая программа разработана в РМАНПО.
В ходе обсуждения В.Д. Пантелеев поинтересовался отношением Л.С. Мельниковой к высказанной идее о вхождении представителей территориальных организаций НМП в состав ЦОТЗ. Л.С. Мельникова одобрила такую позицию, особенно для автономных учреждений, поскольку для них предусмотрено создание наблюдательного совета, в составе которого и могут работать представители НМП. В случае создания отделов при существующих организациях это осуществить сложнее.
В.Д. Пантелеев задал вопрос о возможности привлечения специалистов медицинских вузов к работе ЦОТЗ. Л.С. Мельникова отметила объективную трудность в виде разной подчиненности вузов и медицинских организаций, но эту проблему можно решить путем создания ЦОТЗ на базе медицинских вузов.
Л.М. Рошаль отметил, что речь идет о создании параллельной структуры, поскольку вопросы оценки медицинских технологий, в том числе применения лекарственных препаратов, является прерогативой органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, он поинтересовался. В каких регионах уже имеется опыт создания ЦОТЗ. Л.С. Мельникова ответила, что ЦОТЗ является аналитическим учреждением или подразделением, решать – создавать автономное учреждение или отдел при какой-либо медицинской организации, должно правительство субъекта. В настоящее время в Московской области создан ЦОТЗ в виде автономного учреждения, а в Самарской области, Калининградской области и г. Севастополе в виде отделов при МИАЦ и головных медицинских организациях. ЦОТЗ оценивает экономическую и клиническую эффективность фармакотерапии, последствия применения лекарственных препаратов, дает рекомендации по закупкам медикаментов.
Вице-президент Союза НМП С.А. Лившиц подтвердил создание в Московской области ЦОТЗ как автономного учреждения, отметил, что возможно включение представителей территориальной организации НМП Московской области в состав наблюдательного совета.
Г.М. Гайдаров (Иркутская область) напомнил, что на территории каждого субъекта Российской Федерации имеется орган управления здравоохранением, вопросы оценки технологий здравоохранения находятся в его компетенции. Вероятно, в некоторых регионах такой ЦОТЗ нужен, Предложил заслушать на одном из ближайших аппаратных совещаний информацию территориальных организаций НМП, имеющих в своих регионах ЦОТЗ, после чего принять решение по направленному письму Минздрава.
В.Ю. Семенов отметил проблему соответствия применяемых лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП и препаратов, рекомендованных клиническими рекомендациями, которую в настоящее время пытаются решить с привлечением специалистов по клинической фармакологии. Он предложил заслушать представителей территорий, имеющих в своих регионах ЦОТЗ, на аппаратном совещании НМП через 2 недели.
В разделе «Разное» В.Ю. Семенов напомнил территориальным организациям Рязанской области и Ульяновской области о недопустимости задержки сведений о врачах – членах территориальных организаций НМП. Л.М. Рошаль предложил в течение ближайших трех дней направить в Минздрав имеющиеся сведения, тем более что сопроводительное письмо в Минздрав уже давно подготовлено.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Материалы для скачивания
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.
Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.
Е.В. Шляхто отметил большое внимание к вопросам организации скорой медицинской помощи, что стало поводом к проведению круглого стола. При этом дефицит кадров в службе скорой помощи и вопросы ее финансирования, расходования полученных средств в регионах требуют дальнейшего более подробного анализа, так же, как и вопросы диспропорции в работе некоторых федеральных медицинских учреждений по договорам с федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин напомнил, что до введения процедуры аккредитация была сертификация специалистов. И переход к процедуре аккредитации косвенно должен был повысить качество образования и уровень подготовки выпускников в образовательных организациях. Установив более высокие критерии для процедуры аккредитации, можно проводить «отсев» выпускников, в том числе «недобропорядочных» организаций.
Л.М. Рошаль задал несколько вопросов – о потребности во врачах общей практики и шагах по обеспечению этой потребности, о длительности нахождения профстандарта в Минздраве, о возможности лечения детей врачами общей практики и о помощи, которую может оказать ассоциации центральный офис НМП. О.М. Драпкина сообщила, что потребность во врачах общей практики по данным расчетов примерно на 30% выше имеющегося числа, то есть требуется около 12 000 семейных врачей.
О.А. Самошин (Тверская область) обратил внимание на то, что довольно сложно выполнять поручение Президента России о повышении базовых окладов медработников до уровня 50% оплаты труда в условиях, когда региональный Минздрав не дает какой-либо четкой информации. Без единой системы оплаты труда в стране кадровую проблему в здравоохранении не решить, необходимо ускорить ее внедрение – ранее планируемого в 2027 году.
Л.М. Рошаль сообщил, что он полностью удовлетворен результатом встречи с Президентом России В.В. Путиным. Президент осведомлен о работе Национальной Медицинской Палаты и поддерживает ее. НМП подготовила информационную папку, по материалам которой Президент мог ознакомиться с работой НМП, составом руководства Нацмедпалаты, ее территориальных и профессиональных организаций, с результатами ее деятельности. Был сформулирован и ряд предложений для Президента со стороны НМП. Взаимодействие с аппаратом Президента будет продолжено.
Ю.В. Каракулова сообщила, что в связи с многочисленными обращениями по поводу дополнительных выплат было собрано Правление Медицинской палаты Пермского края с участием главных врачей медицинских организаций, краевого Минздрава и юристов. Было отмечено, что при выполнении одинаковой работы не все получают дополнительные выплаты, а также имеется путаница в отношении исторически сложившихся названий медицинских организаций. Правление выработало ряд предложений. По рекомендации Президента Союза НМП Л.М. Рошаля по каждому предложению проводилось электронное голосование.
Вице-президент Союз НМП В.И. Стародубов сообщил, что принято решение о том, что остеопатия войдет в состав восстановительной медицины для экспертизы ВАК, как научная профессия. Он также отметил крайне низкое представительство врачей-остеопатов в государственных медицинских организациях. По его данным, в России имеется всего 21,75 ставки врача-остеопата в государственных учреждениях, работает всего 9 специалистов. Д.Е. Мохов ответил, что для привлечения к работе специалистов по остеопатии в государственные медицинские организации ведется работа по включению остеопатии в тарифы ОМС.