Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Обязательное страхование гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами: «за» и «против»

29.02.2012

Законопроект, закрепляющий обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи комментирует депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по охране здоровья, доктор медицинских наук С.Ш. Мурзабаева.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законом закреплена обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. (п.10.статьи 79). Вместе с тем, реализация данной нормы возможна только на основании соответствующего Федерального закона. Такой законопроект разработан Минздравсоцразвития России и вызывает в настоящее время повышенный интерес со стороны широкой общественности, медицинского и юридического сообщества. Это новаторский для России нормативный правовой акт, аналога которому в отечественной истории ещё не было. Основная цель – создание эффективного, доступного для населения механизма возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи в любой медицинской организации, независимо от её организационно-правовой формы и формы собственности.

Актуальность страхования профессиональной ответственности медицинских организаций обусловлена тем, что в настоящее время во всех регионах нашей страны наблюдается бурный рост числа судебных разбирательств, которые все чаще завершаются в пользу пациентов и решением о выплате медицинским учреждением пациенту значительных материальных компенсаций.

Более того, многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся темами публикаций в средствах массовой информации, получают значительный общественный резонанс, что создает ситуацию негативного отношения населения к медицинским работникам и провоцирует всплеск необоснованных претензий пациентов. В связи с этим, возникла острая необходимость в создании эффективного механизма правовой и социальной защиты, как пациентов, так и медицинского сообщества.

Изучение опыта европейских государств позволяет сделать вывод о том, что цивилизованное решение проблем в случае причинения вреда пациенту вследствие неумышленных действий медицинских работников решается путем страхования профессиональной ответственности.

Страхование с одной стороны, гарантирует право граждан на получение денежной компенсации за действия медицинских работников, с другой — защищает имущественные интересы медицинских организаций в случае причинения вреда пациентам.

Данный вид страхования позволяет переложить расходы на страховщика по возмещению ущерба жизни или здоровью, а также является эффективным инструментом разрешения конфликтных ситуаций в досудебном порядке, не затронув профессиональную репутацию врача и медицинской организации.

Таким образом, разработка и дальнейшее принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» является обоснованным и своевременным шагом в развитии всей системы здравоохранения в Российской Федерации.

Законопроект подготовлен на основе изучения наиболее удачных моделей подобного страхования, выработанных в зарубежной практике, и определяет важнейшие правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами.

Законопроект впервые вводит в правовой оборот понятие дефекта оказания медицинской помощи и устанавливает виды допущенных медицинской организацией нарушений качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, иных ее недостатков, независимо от вины такой медицинской организации и ее работников.

Основным достоинством норм законопроекта является закрепление концепции ответственности без вины, т.е. необходимости возмещения вреда пострадавшему пациенту независимо от вины медицинской организации и ее работников. В настоящее время наиболее удачными и перспективными представляются системы компенсации понесенного пациентом ущерба, не требующие поиска конкретных виновников и доказательства их вины.

Впервые такая система была введена в Новой Зеландии и действует она как разновидность социального страхования. В Европе концепцию ответственности без вины при компенсации ущерба, понесенного пациентом, первой стала применять на практике Швеция, Финляндия, Норвегия и др. Благодаря действию данного принципа количество судебных процессов, связанных с компенсацией ущерба, нанесенного пациенту при медицинском вмешательстве в данных странах крайне незначительно.

Вместе с тем, практическая реализация норм законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» может вызвать ряд сложностей, и поэтому требует детального рассмотрения. Так, законопроектом закрепляется норма о выплате страховых сумм только в случае смерти потерпевшего, а также в случае ухудшения здоровья потерпевшего, повлекшего установление инвалидности I, II, III групп. Следовательно, если причинение вреда здоровью не повлекло за собой наступление последствий в виде наступления инвалидности, пациент не будет иметь оснований для получения страховой выплаты. Данное условие противоречит цели, которая закреплена в проекте – защита «прав пациентов на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью при получении медицинской помощи». Безусловно, данная норма подлежит пересмотру, в противном случае теряется смысл в принятии данного закона.

Крайне важным является также формирование состава Комиссии по расследованию страховых случаев при оказании медицинской помощи, на которую возлагается обязанность по выяснению обстоятельств наступления страхового случая, достоверного установления наличия страхового случая, в том числе наличия причинно-следственной связи между наступившим событием и процессом получения медицинской помощи. Необходимо четко осознавать, что от объективности вынесенных комиссией решений будет зависеть развитие института страхования гражданской ответственности медицинских организаций в целом.

Опираясь на международный опыт, ради увеличения объективности при проведении расследования по страховому случаю, целесообразным было бы закрепить право саморегулирующей организации врачей и узкоспециализированных медицинских общественных объединений осуществлять независимую медицинскую экспертизу, предоставлять соответствующие экспертные выводы и принимать участие экспертам этих организаций в разбирательствах дел по оценке дефекта медицинской помощи.

Более того, основной проблемой при введении данного вида страхования будет являться определение размеров страхового взноса, так как в настоящее время крайне сложно определить степень страхового риска, который зависит, в частности, от конкретной врачебной специальности. Так, в медицинской профессиональной деятельности существует ряд специальностей, для которых характерен повышенный риск неблагоприятного исхода лечения: хирурги, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи, реаниматологи, стоматологи и т.д. Отсутствие системы анализа данных о количестве поступивших жалоб и судебной практики по делам, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи еще долго не позволит выработать объективные условия страхования и тарифную политику.

Также существует необходимость предусмотреть решение вопроса о конфликте интересов страховых компаний, возникающего, когда одна и та же страховая компания страхует и пациента по ОМС (или ДМС), и профессиональную ответственность медицинской организации. Это крайне важно, поскольку в ситуации конфликта, возникшего между пациентом и исполнителем услуг, страховая компания будет исходить из соображений экономической выгоды, что недопустимо. Представляется, что одна и та же страховая компания не может заниматься и страхованием по ОМС (ДМС), и страхованием ответственности медицинской организации.

В законопроекте представляется обоснованным определить четкую систему применения метода взаимного страхования при реализации обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций. При переходе на одноканальную систему финансирования и предоставления потребителю медицинской услуги возможности выбора организации-исполнителя, у медицинских организаций многократно возрастут репутационные риски. Досудебное решение спорных вопросов в пользу пострадавшего при определении страхового события членами общества взаимного страхования, позволит не тратить средства сообщества на судебные издержки, сохранить статус ответственных участников рынка медицинских услуг. Применение государством метода взаимного страхования в рамках системы обязательного страхования ответственности повысит эффективность деятельности медицинских организаций, обеспечит дополнительные гарантии прав пациентов на качественную и безопасную медицинскую услугу.

Таким образом, при соответствующей доработке норм Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» и последующее принятие данного закона позволит реализовать финансовую ответственность в здравоохранении, что в свою очередь будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.

В настоящее время проект федерального закона размещен на официальном сайте Минздравсоцразвитиия России для широкого обсуждения и предварительного «теститрования» заинтересованными гражданами, коллективами учреждений, организаций, профессиональными и общественными объединениями. Поступившие предложения и конструктивная критика позволят подготовить и принять действенный федеральный закон, обеспечивающий дополнительные гарантии прав граждан России на качественную и безопасную медицинскую помощь.

Источник: АМИ-ТАСС

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник