Резолюция Всероссийского общественного форума медицинских работников
В Москве 18-19 мая 2012 года состоялся Всероссийский общественный форум медицинских работников. Инициатором его проведения выступила НП «Национальная Медицинская Палата» (НМП), которую поддержали Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Комиссия по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной Палаты Российской Федерации, Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации. Форум проходил при участии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общероссийского народного фронта. Участников Форума приветствовали Президент Российской Федерации В.В.Путин, Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации.
В работе Форума приняли участие более 2000 представителей медицинских организаций, ассоциаций и палат медицинских работников из всех субъектов РФ, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, медицинских и фармацевтических вузов, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийского общественного объединения «Российский союз промышленников и предпринимателей», ГУ «Высшая школа экономики», «Лиги защиты пациентов», Российской медицинской ассоциации, Российского медицинского общества, страховых медицинских компаний, а также юристы, работающие в сфере здравоохранения.
Была организована онлайн-трансляция заседаний Форума на сайте Национальной медицинской палаты. За ходом его работы можно было следить во всех регионах страны.
Проведение Всероссийского общественного форума медицинских работников было направлено на консолидацию усилий медицинского сообщества с целью решения актуальных задач российского здравоохранения и развития саморегулирования профессиональной деятельности. Среди актуальных проблем - повышение качества и доступности медицинской помощи, поднятие престижа профессии и уровня доверия к медицинским работникам со стороны населения страны.
Участники Форума отметили, что с 2005 г. в здравоохранении Российской Федерации реализуются конкретные меры, направленные на модернизацию здравоохранения и улучшение материально-технической базы: приоритетный национальный проект «Здоровье», региональные программы модернизации здравоохранения и другие целевые программы. С 2005 по 2011 гг. финансирование здравоохранения из государственных источников увеличено в 2,6 раза в текущих ценах (или на 36% с учетом инфляции в фиксированных ценах 2005 г.). Реализация этих мер обеспечила положительную динамику демографических показателей: снижение общего коэффициента смертности на 19%, увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,3 до 70,3 лет.
Однако участники Форума констатировали, что в отрасли сохраняются следующие серьезные проблемы:
- Несмотря на усилия, направленные на увеличение финансирования здравоохранения, уровень государственного финансирования отрасли остается недостаточным, что препятствует повышению доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем,имеет местонеэффективное управление имеющимися финансовыми ресурсами. В ряде случаев отдается предпочтение расходованию средств на капитальное строительство и закупку дорогостоящего оборудования в ущерб повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Некоторые страховые медицинские организации выставляют необоснованно завышенные штрафы медицинским организациям, что усугубляет проблему их недофинансирования.
- Дефицит медицинскихкадров и несбалансированная структура в их распределении, обусловленные неудовлетворительными условиями труда и социально-экономическим положением медицинских работников. Врачи и средний медицинский персонал сталкиваются с огромным количеством бумажной работы, излишних проверок, что приводит к снижению производительности труда и качества медицинской помощи пациентам. Из-за устаревших нормативов работникам здравоохранения часто приходится выполнять несвойственные им функции. Имеет место низкий уровень оплаты труда (средняя заработная плата работников здравоохранения в 2011 г. была на 28% ниже, чем средняя в экономике страны). Отсутствуют законодательно закрепленные меры социальной поддержки медицинских работников, включая бесплатное лекарственное обеспечение, внеочередное получение высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, льготные условия по оплате при приобретении жилья, жилищно-коммунальных услуг, социальных выплат и др. Не решены вопросы по страхованию профессиональной ответственности. В субъектах Российской Федерации не урегулированы вопросы перехода на новую систему оплаты труда. Все это не позволяет обеспечить достойный уровень жизни медицинских работников, соответствующий стандартам среднего класса промышленно развитых стран.
- Несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам. Применяемые сегодня технологии последипломного образования устарели, курсы повышения квалификации отрывают медицинских работников от практической деятельности на длительный срок, рабочие места врачей не обеспечены выходом в Интернет, не используются программы обучения с применением дистанционных технологий. В бюджетах всех уровней не предусмотрены расходы на бесплатное персонифицированное дистанционное обучение медицинских работников. Не урегулированы вопросы с клиническими базами вузов и с осуществлением медицинской деятельности сотрудниками кафедр на базе государственных и муниципальных медицинских организаций.
- Несовершенство нормативно-правового регулирования в здравоохранении. Отсутствие единой концепции развития здравоохранения на долгосрочную перспективу приводит к непоследовательности в принятии и несогласованности основополагающих законов. Действующий порядок научного обоснования и публичного обсуждения нормативных правовых актов, включая законодательные, носит формальный характер. Не разработаны необходимые нормативные правовые акты для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Недостаточно определены понятия аккредитации, аттестации и сертификации в здравоохранении; не урегулированы вопросы оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, вопросы закупки товаров и услуг для их нужд, вопросы льготного лекарственного обеспечения населения; не решаются вопросы ответственности пациентов за сохранение своего здоровья и своевременного прохождения профилактических осмотров и т.д.
- Сложности с переходом на обязательные стандарты и порядки медицинской помощи в связи с недофинансированием Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, недостаточной ресурсной и кадровой обеспеченности медицинских организаций. Утвержденные порядки и стандарты основываются на устаревших нормативах: не определены функции врачебной должности в современных условиях, нормативы коечного фонда не разделены с учетом интенсивности его использования и др.
- Нерешенные вопросы саморегулирования профессиональной деятельностимедицинских работников. Отсутствует Закон «О саморегулировании профессиональной деятельности в здравоохранении», регламентирующий механизм повышения качества знаний и умений медицинских работников,порядок передачи профессиональным общественным объединениям полномочий по реализации последипломного непрерывного медицинского образования, проведения аттестации медицинских работников, членство в единой общероссийской медицинской ассоциации, разработку и утверждение клинических рекомендаций и протоколов и контроль их исполнения, развитие независимой профессиональной экспертизы и системы третейских судов, участие в формировании тарифов на медицинские услуги, решение вопросов этики и деонтологии профессиональной деятельности.
- Недостаточное использование механизмов государственно-частного партнерства, предпринимательской инициативы, что препятствует внедрению инноваций и развитию реальной конкуренции в отрасли.
- Недостаточное участие гражданского общества в решении проблем охраны здоровья и отсутствие общественного контроля в здравоохранении. Недостаточно использовались Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации механизмы общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в здравоохранении.
Участники Форума поддерживают задачи, поставленные в предвыборных статьях В.В. Путина по развитию социальной политики и демократии в Российской Федерации (6 и 18 февраля 2012 г.), в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и в программе Общероссийского народного Фронта «Здоровье нации», направленные на решение актуальных проблем здравоохранения. Участники мероприятия призывают медицинское сообщество принять активное участие в их реализации.
Участники Форума приняли решение, что необходимо:
совместно с профессиональным и бизнес сообществами разработать Концепцию и Программу развития здравоохранения Российской Федерации до 2018 г.; изучить правоприменительную практику принятых нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья; значительно повысить уровень и пересмотреть систему оплаты труда медицинских работников; улучшить условия труда и разработать систему мер социальной поддержки для медицинских работников (социальный пакет); создать единую медицинскую профессиональную ассоциацию в России; принять комплекс мер, направленных на развитие саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении; существенно повысить качество вузовского и послевузовского образования с использованием дистанционных образовательных технологий (причём, последипломное непрерывное образование должно предоставляться медицинским работникам бесплатно и реализовываться с участием профессиональных медицинских обществ); усилить общественный контроль проводимой модернизации в здравоохранении; оптимизировать и значительно уменьшить количество учетно-отчетной документации в медицинских организациях; пересмотреть систему штатного и трудового нормирования в здравоохранении;запретить полностью курение в медицинских организациях.
Участники Форума считают необходимым обратиться к федеральным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Национальной медицинской палате, Профсоюзу работников здравоохранения Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации с просьбой принять меры по решению вышеуказанных задач.
Государственной Думе Российской Федерации
- Усовершенствовать механизмы взаимодействия с представителями гражданского общества, публичного обсуждения и экспертного обоснования принимаемых федеральных законов. Исключить практику принятия федеральных законов без проектов нормативных правовых актов, необходимых для их реализации.
- В целях развития в здравоохранении
саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников
разработать и принять:
- до июня 2013 г. федеральный закон о саморегулировании в здравоохранении Российской Федерации;
- федеральный закон о страховании профессиональной ответственности в сфере охраны здоровья.
- В целях обеспечения качества закупаемых товаров и услуг, а также упрощения механизма проведения торгов, усовершенствовать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд в здравоохранении. При подведении итогов торгов ориентироваться на положительный опыт работы поставщиков, качество исполнения ранее выполненных контрактов и предоставляемых товаров и услуг. Ужесточить меры административной и уголовной ответственности поставщика за ненадлежащее исполнение контрактов.
- В законодательной базе конкретизировать понятие «минимальный размер оплаты труда в здравоохранении», определить механизмы индексации заработной платы медицинских работников.
- Предусмотреть ответственность работодателей за сохранение здоровья работников и разработать систему социально-экономической мотивации граждан для сохранения своего здоровья.
- Законодательно закрепить нормы, разрешающие гражданам, имеющим право на дополнительное лекарственное обеспечение, самостоятельно приобретать необходимые лекарственные препараты, и устанавливающие порядок возмещения понесенных имирасходов.
- В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнить перечень видов медицинских экспертиз патологоанатомической экспертизой.
Правительству Российской Федерации
- Предусмотреть меры по увеличению в течение 2013-2015 годов бюджетного финансирования здравоохранения до 6% ВВП.
- Разработать и утвердить комплекс мер по поэтапному повышению уровня оплаты труда и социальной поддержке работников здравоохранения, в том числе, внести изменения в порядок исчисления стажа для назначения отдельной категории медицинских работников досрочной трудовой пенсии в связи с работой в здравоохранении, в соответствии с предвыборными статьями Председателя Правительства Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
- Установить единые размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников здравоохранения.
- Утвердить до 1 января 2013 г. порядок проведения персонифицированного непрерывного профессионального образования медицинских работников с использованием дистанционных образовательных технологий, предусмотреть соответствующее финансовое обеспечение (из расчета не менее 1,5% от годового фонда оплаты труда медицинских работников).
- Предусмотреть комплекс мер по развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении, в том числе, по формированию концессионных соглашений.
- Определить ответственность работодателей в здравоохранении за отказ от заключения коллективного договора и его исполнение, а также ответственность руководителей медицинских организаций за несправедливое начисление заработной платы медицинским работникам.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- Реализовать комплекс мер, направленных на повышение квалификации медицинских кадров и развитие системы непрерывного медицинского образования, на устранение дефицита медицинских кадров и на их социальную поддержку, включая обеспечение жильем, оплату коммунальных услуг, обеспечение детей медицинских работников детскими садами и отдых медицинских работников и др.
Министерству здравоохранения Российской Федерации
- Разработать и согласовать с медицинским сообществом Концепцию и Программу «Развитие здравоохранения» на период до 2018 г., включая вопросыоплаты труда, ликвидации дефицита медицинских кадров, их структуры и распределения. Концепция должна быть направлена на достижение целей и задач по улучшению здоровья населения, определенных Указами Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики РФ», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и программой Общероссийского Народного Фронта «Здоровье нации».
- Принять меры, направленные на регулирование объемов платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях в ущербдоступности бесплатноймедицинской помощи населению.
- Ввести в состав Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации представителей общероссийской профессиональной медицинской ассоциации.
- В сроки до 1 августа 2012 г. создать согласительную комиссию с участием Национальной медицинской палаты (НМП) по разработке Порядка проведения персонифицированного непрерывного профессионального образования медицинских работников и до 1 ноября 2012 г. совместно с НМП провести конференцию «От образования к практическому здравоохранению».
- В 2012 г. совместно с НМП разработать и утвердить программу непрерывного персонифицированного дистанционного обучения врачей первичного звена и с 2013 г. приступить к реализации данной программы в пилотных субъектах РФ.
- В сроки до 1 января 2013 г. создать согласительную комиссию с участием НМП и Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации с целью разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в здравоохранении и актуализации нормативов труда медицинских работников (с последующей их гармонизацией с порядками и стандартами медицинской помощи).
- Оптимизировать и уменьшить объёмы и порядок предоставления учетно-отчетной документации в здравоохранении.
- Ускорить процедуру принятия подзаконных нормативных правовых актов к Федеральному закону №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Разработать программу, направленную на увеличение объёмов и оптимизации механизмов бесплатного (льготного) лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях.
- Пересмотреть тарифную политику по финансовому обеспечению медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе предусмотреть необходимое финансовое обеспечение стандартов и порядков медицинской помощи, в соответствии с актуализированными нормативами расходов на оплату труда медицинских работников, лекарственное обеспечение, расходные материалы и др.
Общественной палате Российской Федерации
- Проводить общественный контроль реализации программ модернизации здравоохранения, нормативно-правовых актов по охране здоровья граждан и ежеквартально информировать общественность о ходе её проведения.
Национальной медицинской палате
- Инициировать проведение учредительного общероссийского съезда медицинских работников по созданию единой общероссийской профессиональной медицинской ассоциации.
- В сроки до 1 октября 2012 г. совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и руководителями профессиональных медицинских обществ разработать и обсудить программу и механизмы реализации системы непрерывного персонифицированного медицинского образования врачей с использованием дистанционных технологий. С 2013 г. принять участие в реализации указанной программы для врачей первичного звена в пилотных регионах.
- Подготовить проект «Кодекса этики врача России» и кодексов профессиональных обществ с учетом международного опыта.
- Сформировать в структуре НМП «Комитет по развитию саморегулирования в сфере здравоохранения» в целях внедрения института саморегулирования профессиональной деятельности.
- Сформировать в структуре НМП Третейский суд.
- Подготовить предложения по механизмам взаимного некоммерческого страхования.
- Разработать совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации до 1 января 2013 г. порядок проведения независимой медицинской экспертизы.
Профсоюзу работников здравоохранения Российской Федерации
- Усилить работу по отстаиванию социально-экономических, профессиональных и трудовых прав работников здравоохранения на всех уровнях государственной власти.
- Подготовить предложения по совершенствованию пенсионной системы.
- Принять участие в разработке системы мер по предоставлению социальной поддержки медицинским работникам.
- Систематически проводить мониторинг социально-экономического положения работников здравоохранения на основании оперативных данных Росстата и социологических опросов.
- Обобщать практику внедрения новой системы оплаты труда работников здравоохранения в субъектах РФ и вносить в органы государственной власти предложения по ее совершенствованию.