Стенограмма выступления председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева
- Дорогие друзья, делегаты съезда. Искренне рад возможности с вами пообщаться. Хотя это звучит как банальность, но это именно так: вам люди доверяют свою жизнь, свое здоровье, своих детей. Вам предстоит обсудить здесь массу сложных и актуальных проблем, и выработать конкретные предложения по развитию здравоохранения.
Отрасль здравоохранения довольно длительное время (можно, конечно, по-разному считать), тем не менее переживала системный кризис. В последние годы кризис завершился, ситуация изменилась. Но это не значит, что все довольны состоянием в здравоохранении. Я думаю, что есть масса вопросов обычных людей и претензий к правилам действующей системы. Но в любом случае очевидно, что государство делает акцент на развитие социальной сферы. Повышение продолжительности жизни людей, качества жизни, улучшение здоровья является одним из ключевых приоритетов в политике государства. Безусловно, будет приоритетом и в деятельности правительства.
Имея определенные соображения, я принял решение лично возглавить правительственную комиссию по охране здоровья граждан. Задача этой комиссии – сделать отечественную систему здравоохранения более современной. Обеспечить гражданам равный доступ как в большом городе, так и в маленьким провинциальном городке или на селе на доступную и качественную медицинскую помощь. Люди ждут этого от всех нас: от государства и от медицинского сообщества.
Несколько слов про такую важную вещь – про финансы. Я напомню, что финансирование отрасли увеличилось за последние 5 лет практически больше, чем в 2,5 раза, на 260%. В период 2011-2012 гг. выделено 630 миллиардов рублей. Это – средства обязательного медицинского страхования и федерации на реализацию федеральных программ развития здравоохранения. В 2013 году консолидированные расходы на здравоохранение, т.е. расходы субъектов и федерации из средств фонда ОМС, из средств субъектов федерации составят более двух с половиной триллионов рублей. Это, на самом деле, так, а в 2015 году расходы составят около трех триллионов рублей, и в последующие годы они будут наращиваться. Так что финансы действительно в системе здравоохранения есть, вопрос в их рациональном использовании.
За последние годы нам кое-что удалось сделать, - это и национальный проект «Здоровье», и региональные программы в области здравоохранения. Заложены качественные основы для кардинального перелома в работе первичного звена. Если говорить про первичную помощь, то ее доступность, вне всякого сомнения, существенно повысилась. Современные технологии внедряются в разные сферы медицинской деятельности. Есть яркие примеры их успешного применения, касающиеся лечения самых маленьких пациентов, где требуется не только человеческая забота, но и высочайшая квалификация персонала и, соответственно, наличие очень серьезной и сложной медицинской техники. Впервые за многие годы мы добились роста рождаемости и продолжительности жизни. Это нас не может не радовать. Собственно говоря, это и есть результат.
Однако есть и значительные проблемы. Сохраняется существенный разрыв между регионами по уровню здравоохранения людей. Он отчасти носит, конечно, объективный характер. У нас огромная страна, разные традиции, разные возможности. Тем не менее, внутри одного государства это недопустимо. Например, ожидаемая продолжительность жизни, скажем, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на 7 лет выше, чем в Новгородской и Псковской областях. Хотя они расположены абсолютно рядом, если говорить о Петербурге, Пскове и Новгороде, это – просто части Северо-Западного региона, а продолжительность жизни различается очень существенно. Разница между Ингушетией и Чукоткой – в 20 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в Ингушетии – 78 лет, хотя я думаю, что медицина там не идеальная, а в Чукотском автономном округе – 58 лет. Конечно, это и набор привычек, и медицинские стандарты, - тем не менее, это не может не настораживать.
Многие граждане продолжают жаловаться на качество лечения. Людей волнует, что им приходится стоять в огромных очередях в поликлиниках и платить деньги за те услуги, которые им должны оказываться бесплатно. С другой стороны, и врачей не устраивают условия работы - нагрузка очень существенная, и, конечно, зарплата низкая. Все это во многом справедливо. Эксперты отмечают снижение профессионального уровня в целых группах медицинских работников. Отмечают также отсутствие мотивации к эффективному труду и отсутствие возможности влиять на принятие решений в системе здравоохранения. Это – повод призадуматься государству, правительству, министерству. Все это говорит о том, что нужны качественные изменения.
В ближайшее время в правительстве будет внесена государственная программа по развитию здравоохранения на период до 2020 года. Многие из вас участвовали в ее обсуждении. Я назову ключевые задачи, которые требуется решить.
Первое – с января 2013 года в отрасль придут дополнительные деньги из Фонда обязательного медицинского страхования. Мы надеемся, что результат будет. Граждане и все общество рассчитывают на то, что это приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи. Министерство здравоохранения должно принять меры, чтобы повсеместно были введены единые современные стандарты оказания медицинской помощи. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что наша важнейшая задача – сократить вот эти разрывы между регионами, между городским населением, с одной стороны, и сельским населением, с другой. В том числе решить проблему нехватки врачей, медсестер в малых городах и в сельской местности.
Мы на это обращаем внимание уже достаточно давно. Принимаем определенные меры, во всяком случае в последние годы, но ситуация все равно остается острой. Люди, живущие в отдаленных населенных пунктах, годами не могут получить квалифицированную медицинскую помощь, особенно в амбулаторных условиях. В результате страдают многие люди, у которых запущенные заболевания.
Еще один приоритет – внедрение информационных технологий. Именно эти технологии должны обеспечить новый уровень работы врача. Создать более комфортные условия для общения с пациентами и с коллегами, что немаловажно. Минздрав России, органы здравоохранения на местах должны сделать все необходимое, чтобы реализовать эту задачу в полном объеме в установленные сроки.
Второе – мы предпринимали немалые усилия в этой сфере. Модернизировали специальное законодательство, которое дает пациенту возможность реально выбирать врача, поликлинику, больницу, страховую организацию. Но мне бы хотелось, чтобы вы обсудили, как реально у вас дела обстоят с этим на практике.
Кроме того, наша с вами задача – развивать механизмы государственно-частного партнерства и заинтересовывать инвесторов вкладывать деньги в медицину. Министерством экономического развития подготовлен соответствующий проект. Я просил бы все медицинское сообщество подключиться к его обсуждению.
Третье – особое значение имеет высокотехнологичная медицина, разработка и внедрение информационных продуктов. Современные медицинские технологии, инновационные центры, телемедицина открывают возможности для лечения очень сложных патологий, для производства лекарства, для увеличения продолжительности жизни.
Четвертое – те позитивные изменения, которые сейчас происходят в российском образовании, они должны затронуть и медицинские высшие учебные заведения. Там, мягко говоря, не все благополучно. Нам нужно и уровень образования подтянуть, и иметь большее количество исследовательских университетов именно медицинского профиля, стимулировать их интеграцию с ведущими научными учреждениями на базе научно-образовательных и медицинских классов. Конечно, необходимо обратить внимание на решение очень острой проблемы, связанной с работой среднего звена медицинских работников. Я знаю, что эта проблема беспокоит все медицинское сообщество.
Пятое – есть простая истина о том, что болезнь проще предотвратить, чем последствия вылечить, и зависит это не только от умения врача, но и от обычного отношения человека к своему здоровью. Хотя это банальности, но людей нужно стимулировать к тому, чтобы своевременно заботиться о своем здоровье. Проводить диспансеризацию детей, подростков, в целом наших граждан. Поэтому профилактика остается одной из важнейших функций медицины, и на это тоже должны быть направлены и силы, и средства.
Приоритетной задачей государства остается создание достойных условий работы и жизни медицинских работников. За два ближайших года фонд заработной платы увеличится приблизительно на треть, а к 2018 году, как мы и договаривались, средняя зарплата должна быть в два раза выше, чем средняя зарплата по соответствующему региону. Я надеюсь, что это будет. Можете похлопать, но самое главное – чтобы мы это сделали, и это действительно стало повсеместной практикой во всех регионах. Страна у нас большая, условия разные, но в каждом регионе такие стандарты должны быть обеспечены. Не важно, идет ли речь о Москве, о Чукотке, о Кавказе или о других частях нашей огромной страны.
В решении этой задачи должны принять участие и федерация, и регионы. Я хотел бы обратить на это внимание присутствующих в зале представителей региональных властей и тех, кто занимается организацией здравоохранения в стране.
Дорогие друзья. Я уверен в том, что у вас сегодня будут откровенные разговоры и дискуссии, продуктивные и интересные. Но прежде, чем вы погрузитесь в них, послушаете доклад министра, я хотел бы исполнить приятную миссию и вручить лучшим врачам нашей страны государственные награды. Великий русский медик Владимир Бехтерев говорил, если больному с врачом после разговора не стало легче, то это не врач. Российским медиков и докторов, действительно, отличало не только высокое мастерство, но и понимание особой гуманистической, - если хотите подвижнической, - миссии, сути своей работы и необходимости следовать профессиональному и этическому долгу. Я еще раз хотел бы искренне поблагодарить всех вас – врачей, медсестер, фельдшеров, всех работников здравоохранения за ту огромную работу, которую вы каждый день выполняете. Я желаю вам успехов в вашем очень нелегком труде, а съезду желаю плодотворной работы. Спасибо.